Что таит в себе история вышивки крестом (видео)
Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.
Встречается на многих элементах одежды, в составляющих дизайна дома. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище.
История вышивки начинается еще в древнем мире, хотя вопрос о том, в какой именно стране она появилась впервые, до сих пор вызывает споры среди ученых-археологов. По мнению одних, впервые вышитые узоры появились в древней Азии, по мнению других – в Древней Греции.
В пользу того, что богато расшитая одежда и различные предметы обихода появились именно в Азии, свидетельствуют записи древних историков о войнах Александра Македонского с персами. Именно у них молодой завоеватель впервые увидел расшитые золотом шатры и приказал своим мастерам изготовить ему такие же. В древние века вышивка свидетельствовала о социальном статусе семьи. Чем богаче и ярче был узор, чем дороже материалы одежды и нити для вышивания, тем выше положение человека в обществе. В качестве узоров использовались в основном стилизованные растительные и животные орнаменты или религиозная символика, принятая у того или иного народа.
История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах, возникло множество швов и Узор может быть вышит в одном стиле, а может в зависимости от умений и художественного вкуса мастера быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальности и шарма.
Наиболее популярна вышивка гладью. Она может быть тоже разной: вышивание рисунка одним цветом чаще всего идет как дополнение к вышивке в технике ришелье, обычно выполняется в белом цвете и называется белой гладью. Художественная гладь с переходами цветов – очень красива и достаточно трудна в исполнении. Счетная гладь – количество стежков считают, а длина стежка, как правило, равняется расстоянию между параллельными сторонами рисунка. Счетная гладь обычно применяется при вышивании стилизованных орнаментов, имеющие некрупные элементы в своем мотиве.
История вышивки гладью берет свое начало где-то в III веке Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Для этого использовались золото и серебро. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким, как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым и др. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась.
В прошлом столетии вошла в моду вышивка лентами или тесьмой. Она не очень сложна в исполнении, но требует определенных навыков и умений, аккуратности и терпения от мастерицы. Но думать, что это новый виток в развитии вышивальных техник, ошибочно. История начинается в 14 веке во Франции. Лентами украшали шляпки и платья знатных дам, затем такие узоры настолько прочно вошли в моду, что на вышивку одного платья тратилось несколько сотен метров шелковых или атласных лент.
История вышивки не стоит на месте. Талантливые рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы, которые помогают добавить изделию неповторимости и элегантности, а модниц заставляют оглядываться вслед.
С чего началась история вышивки крестом (видео)
История вышивки не такая уж однозначная, как это может показаться на первый взгляд. Для того чтобы понять всю философию, необходимо досконально изучить вопрос, перелопатив десятки источников. И, возможно, только тогда двери истории будут слегка приоткрыты.
Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.
Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.
Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.
В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.
Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.
Машинная вышивка
Ручная вышивка гладью
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.
При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.
Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.
Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.
Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни нашли своё отражение в искусстве вышивальщиц.
Особой популярностью всегда пользовались мотивы флоры и фауны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой: вспомните павлоградские платки, палех. А ведь вышивка в стиле гжели или хохломы распространена ив наши дни, её узнают во всём мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки: красного, чёрного и золотого.
Животные тоже появляются на полотне довольно часто. Они символизируют то же, что и звери из русских народных сказок. Однако вы вряд ли найдёте в вышивках медведя. Почему? Дело в том, что в тотемном языческом сознании медведь был прародителем всех славян, а потому на него наложено табу. Медведя нельзя изображать, и даже имя его под запретом – слово «медведь» является ничем иным, как заменой. Поэтому в узорах вышивания прародитель не появляется.
Часто возникает в орнаменте женская фигура: символ плодородия и женского начала. Если женская фигура простирает руки к небу – это символ единства двух начал.
Символы русской вышивки. Вышивка крестом, Россия
Вышивка русских узоров, XIX век | Вышивка русских узоров, XIX век | Вышивка русских узоров, XIX век | Элементы русской вышивки, XIX век | Элементы русской вышивки, XIX век |
Город Сучжоу на карте Китая
Сучжоу по описанию из путеводителей по Китаю является известным туристическим направлением недалеко от Шанхая. Город расположен в 100 км к западу от самого современного мегаполиса Китая. Местоположение города прямо в центральной части дельты Янцзы близ провинции Цзянс. Река Янцзы течет к северу от Сучжоу, а одно из популярных озер Тайху лежит к западу.
На юге Сучжоу расположен близ границ провинции Чжэцзян, а на востоке с мегаполисом Шанхай. Почти 43% его общей площади в 8488 кв. км покрыто водой. Через весь город протекает известный крупный Кайзерканал. Густая сеть рек и холмистая местность создают в Сучжоу идиллический пейзаж. Вокруг Suzhou на картах обозначено много небольших деревень на воде, таких как Тонли, Чжоучжуан, Лужи и Муду, история которых насчитывает более 1000 лет.
История возникновения и развития вышивки крестом
вышиватьистория возникновения вышивания
Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.
Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения – дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.
вышивать
Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.
Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.
Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.
Особенности техники такой вышивки
В русском народном искусстве используются разнообразные техники вышивания – строчкой с цветной обводкой, белой строчкой, тамбуром, вышивка гладью, крестом, полукрестом. Чаще всего вышивка выполняется белыми и красными нитями, а также золотыми и чёрными (синими).
Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил.
- Перед работой нужно обрезать кромку ткани, т.к. после стирки она деформируется.
- Края ткани следует обработать швом или обклеить скотчем, чтобы ткань не сыпалась.
- При размещении рисунка необходимо найти середину ткани, сложив её вчетверо, и отметить линии середины сметочным стежком. Пересечение этих нитей является серединой счётной схемы.
- При нанесении рисунка следует учитывать припуск на подгибку.
- Основой для русской народной вышивки крестом является счётная схема, по клеточкам которой создаётся узор. Каждая клеточка содержит стежок определённого цвета. Если участок вышивается нитями другого цвета, он очерчивается линией, внутри которой ставится значок нужного цвета. Участки, которые не отмечены значком, не вышиваются. Они составляют фон вышивки.
- Иглы и булавки следует хранить в игольнице и при работе вкалывать в мягкую подушечку.
- Концы нитей следует закреплять, делая несколько стежков.
- Для того чтобы поверхность вышивки имела аккуратный вид, нить должна быть очень длинной.
Полезные советы
Для того чтобы ваши картины, созданные шелком, сохранили свой первоначальный внешний вид, а также были максимально приближены к оригиналам создаваемым китайскими мастерами, необходимо соблюдать некоторые правила:
забывайте перед началом работы проверять качество шелковых нитей, ведь от этого зависит, будет ли ваша вышивка красивой, яркой и долговечной;
- Подрамник должен быть установлен так чтобы во время работы ваши руки были свободными и в случае необходимости вы могли его перевернуть;
- Китайская техника вышивки является уникальной и неповторимой. Во время работы с шелком иголка всегда входит и выходит перпендикулярно ткани;
- Вышивая шелком, вы не должны делать узлов на ткани. Шелковую нить можно закреплять как с изнаночной, так и с лицевой стороны и делается это при помощи пары небольших стежков;
- Для того чтобы придать картине объем или наоборот сделать ее почти прозрачной мастера используют шелковые нитки разной толщины;
- При помощи одной и той же нити можно создавать различные оттенки, для этого достаточно просто поменять ее направление. Это объясняется тем, что шелку присущ свой собственный матовый блеск;
- Готовые картины необходимо защищать от моли и от воздействия прямых солнечных лучей;
- Вышитые полотна ни в коем случае нельзя хранить под стеклом. Это связано с тем, что в таких условиях шелк будет как бы «потеть» и его волокна вскоре разрушатся.
Невозможно передать словами всю красоту и прелесть работ, для создания которых использована уникальная китайская техника вышивки шелковыми нитями. Мастера вкладывают душу в свою работу и глядя на картины сделанные профессионалами нельзя не испытывать некоторый трепет и искреннее восхищение. Картины вышитые шелковыми нитями всегда будут высоко цениться и смогут украсить интерьер любого дома. Такие полотна принято передавать по наследству, и они хранятся в семье на протяжении многих лет.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
Символ Орепей
Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Рукоделие с лентами
В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.
Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.
Виды крестов
· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
· Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.
· Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
· Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
· Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
· Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
· Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
· Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
· Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
· Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
· Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
Характеристики [ править ]
Предметы править
Традиционные предметы вышивки Су Сю отражают персонажей, а природная среда включает фигуры, животных, горы, реки, цветы и птиц. Вот некоторые классические вышивка работы Су: «Леди Jiong танцы на Золотой Лотос платформы», шедевр сделал хорошо известный узорчатой Цин Династия называется Лин Шу, она изображает императорская наложница Леди Jiong танцы для императора Ли Ю из Южной Тан династии . Речь идет о цифрах. «Фартук с золотым поясом» — шедевр Чжао Хуэйцзюня. Используя разные техники вышивки, он показывает нам нежный пион.цветок — о животных. «Два цыпленка под веткой глицинии» — общепризнанный шедевр начала 20 века. На нем изображены два цыпленка под деревом глицинии.
Су Сю можно использовать как украшение мебели.
Используйте редактировать
Вышивка Сучжоу в основном используется в костюмах и для украшения дома, добавляя как декоративную, так и практическую ценность. Его можно использовать как украшение для обуви, боковин подушек , кошельков . А также может быть крышка зеркала . Кошелек представляет собой своеобразный карман с вышитым рисунком. В Древнем Китае его вышивали женщины в знак клятвы в любви к своему возлюбленному. Узоры охватывают очень широкий спектр ярости, животных, растений и фигур. Дамы всегда используют эти выкройки, чтобы выразить свои добрые пожелания. И это было самым эмоциональным выражением любви в то время. Крышка зеркала использовалась для того, чтобы в старину ставить женское зеркало. Он имеет множество форм, таких как круг, квадрат и восьмиугольник.
Изготовление править
В первую очередь следует подготовить эскиз дизайна вышивки. Это может быть оригинальный дизайн или копия другой работы. Популярно копировать работы известных художников, в том числе традиционные китайские картины , картины маслом , фотографии и так далее.
Во-вторых, следует подготовить материалы и инструменты. Материалы включают: черновую, шелковую и нитевидную нить для вышивания . Инструменты: стрейч-рамка, ручная доска, ножницы, игла для вышивания и рулетка .
Вышивка Су предъявляет строгие требования к иглам для вышивания, а толщина игл влияет на оттенки и качество работы. Вышивальщики обычно разделяют тонкую, как волос, шелковую нить на от двух до шестнадцати более тонких нитей. Для разных частей вышивки используются нити разной толщины.
В-третьих, приступаем к вышивке. По внешнему виду Су Сю можно разделить на две категории: односторонняя вышивка и двусторонняя вышивка. Односторонняя вышивка имеет лицевую и изнаночную стороны ткани, а дизайн отображается только на лицевой стороне. Двусторонняя вышивка означает, что готовое изделие выглядит одинаково с обеих сторон ткани. Методика изготовления этой вышивки очень сложная. Все концы ниток искусно замаскированы между слоями стежка. Процесс вышивки завершен без повторного завершения. В результате при двусторонней вышивке не видны узлы или концы ниток. По разным стежкам Су Сю можно разделить на произвольное рукоделие и простое рукоделие. Произвольное рукоделие, как следует из названия, — это рукоделие с очень стохастическим методом вышивки. Вышивка с помощью этого вида рукоделия обычно состоит из прямых и наклонных линий, пересекающихся и смешанных вместе, а затем проходит еще один слой смешанных цветов и плотности до тех пор, пока свет, цвет и форма не станут похожими.
Последний шаг — обрамление готовой детали. Рамы обычно изготавливаются из древесины аннато , миллеттии и палисандра .
Обычно для завершения небольшого фрагмента вышивки требуется 3-5 месяцев, один год для среднего размера и 2 или 3 года для большого.